Профилактика правонарушений
19.11.2025
Профилактика правонарушений
Профилактика
правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Рудниковская СОШ осуществляется на основании:
1. ФЗ
№ 124 от 24.07.1998 «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
2. ФЗ
от 24.09.1999 № 120 «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
3. ФЗ
от 25.07.2002 № 114 « О
противодействии экстремистской деятельности»;
4. «Об образовании в
Российской Федерации» ФЗ-№-273 от 29.12.2012
5. Методические
рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической
работы с обучающимися с девиантным поведением Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.04.2016 N АК-923 07
В соответствии с ФЗ от 24.09.1999 № 120 образовательная
организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, а также не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их
воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально
опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.
Федеральный закон от
24.07. 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных
интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях
создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и
законных интересов ребенка.
Конвенция ООН о правах
ребёнка— международный правовой документ, определяющий права детей в
государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и
основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым
широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих
индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно
применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих
возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации
и других форм злоупотреблений.
В целях предупреждения
безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации
организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально
опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический
характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической
работы. Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на
педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по
профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Педагог-психолог,
классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу
с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы
риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов,
проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с
подростками, состоящими на учете в КДН, внутришкольном учете.
Цели профилактической работы:
·
защита жизни и здоровья детей;
·
профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
·
пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
·
пропаганда культурно-семейных ценностей;
·
оказание учащимся помощи в решении проблем и трудностей социального,
психологического, личностного характера.
Принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Деятельность по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на
принципах:
·
законности
·
демократизма
·
гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия
с ней
·
индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением
конфиденциальности полученной информации
·
обеспечения ответственности должностных лиц
·
комплексности
·
дифференцированности
·
многоаспектности
·
последовательности
·
ценностный подход, предполагающий формирование у школьников представлений
об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
Планирование работы
Профилактическая работа
планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и
личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется
с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и
проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов
работы.
План воспитательной
работы школы, планы работы классных руководителей, план работы
педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и
безнадзорности учащихся».
Формы работы
В целях профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют формы работы:
·
выявление семей, находящихся в социально-опасном положении
·
рейды по неблагополучным семьям
·
деятельность Совета профилактики школы
·
организация родительского лектория
·
индивидуальные беседы с учащимися, родителями /законными представителями/
·
работа с документами
·
диагностика
·
индивидуальные и групповые консультации;
·
проведение и организации мероприятий по профориентации
·
родительские собрания, общешкольные собрания с участием членов КДН,
сотрудников других органов и учреждений системы профилактики
·
организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей,
находящихся в социально-опасном положении
·
оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи
·
организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних
и детей из семей, находящихся в социально опасном положении